Органы управления мотоцикл Ява



К органам управления относятся устройства, при помощи которых водитель управляет механизмами мотоцикла и приборами электрооборудования.

К органам управления мотоциклов "Ява" описываемых моделей относятся: рычаг сцепления на левой стороне руля, рычаг тормоза переднего колеса на правой стороне руля, вращающаяся рукоятка газа ползункового типа на правой стороне руля и вращающаяся втулка управления пусковым карбюратором у мотоциклов "Ява-250" модели 559, рычаг тормоза заднего колеса около правой подножки водителя, педаль переключения передач (одновременно выполняющая функцию рычага пускового механизма) на левой подножке картера силового агрегата около левой подножки водителя, замок зажигания, смонтированный совместно с центральным переключателем в корпусе фары, переключатель дальнего и ближнего света, объединенный общим корпусом с кнопкой звукового сигнала на левой стороне руля.

Устройство замка зажигания с центральным переключателем и переключателя света с кнопкой сигнала рассмотрено ранее. Для передачи усилий, создаваемых рычагами тормозов, сцепления и вращающейся рукоятки газа, служат тросы, заключенные в гибкую оболочку. Устройство. Рычаги тормоза переднего колеса и сцепления аналогичны по конструкции и по способам крепления к рулю, но имеют различие в расположении отверстий для закрепления наконечников троса. Иными словами говоря, один рычаг правый, а другой левый. При отсутствии нужного рычага можно использовать другой, но тогда отверстие для крепления наконечника троса будет расположено сверху. Рычаг изготовлен из алюминиевого сплава, в отверстие, служащее для крепления его к рулю, запрессована стальная втулка. Ось, вокруг которой поворачивается рычаг, представляет собой стальную трубку, внутри которой проходит крепящий болт. Крепятся рычаги на кронштейнах, приваренных к трубке руля.

Вращающаяся рукоятка управления дроссельным золотником карбюратора мотоциклов "Ява-350" всех описываемых моделей и мотоциклов "Ява-250" с карбюратором серии СБД ползункового типа состоит из корпуса 5 (рис. 75), ползунка 3, вращающейся рукоятки и грибка 13. Корпус 5 фиксируется на трубе руля стопорным винтом 8. В корпусе находится плоская фрикционная пружина 9, притормаживающая вращающуюся рукоятку. Сила давления пружины на рукоятку и момент трения регулируются винтом в корпусе. В корпусе имеется гнездо, в которое вставляется наконечник оболочки 6 троса 7 газа. Стальная шайба 4 предохраняет корпус от износа вращающейся рукояткой.

Органы управления мотоцикл Ява картинка

Рис. 75. Разрез вращающейся рукоятки газа карбюраторов серии СБД (вид спереди): 1 - труба руля; 2 - вращающаяся трубка; 3 - ползунок; 4 - шайба; 5 - корпус; 6 - оболочка троса газа; 7 - трос газа; 8 - стопорный винт; 9 - пружина; 10 - спиральная лента; 11 - резиновый чехол; 12 - стопорный винт грибка; 13 - грибок-пробка.

Грибок 13 является реактивным упором вращающейся рукоятки и фиксируется на трубе руля 1 винтом 12. Грибок центрирует вращающуюся рукоятку и предотвращает попадание грязи в трубу руля. На внутреннюю поверхность вращающейся рукоятки приварена винтовая спираль (лента) 10, а снаружи надет резиновый чехол 11.

Направляющая ползунка 3 выполнена в виде осевой прорези в трубе руля. Ползунок имеет ответный паз для зацепления со спиралью рукоятки газа и бобышку для закрепления наконечника троса газа.

Разрез вращающейся рукоятки управления дросселем карбюраторов серии СД и втулки управления дросселем их обогатительного устройства устанавливаемых на мотоциклах "Ява-250", изображен на рис. 76.

Органы управления мотоцикл Ява картинка

Рис. 76. Разрез вращающейся рукоятки газа карбюратора серии СД (вид спереди):1 - труба руля; 2 - вращающаяся трубка с резиновым чехлом и спиральной лентой; 3 -корпус троса газа; 4 - втулка с рычагом; 5 - корпус; 6 – трос газа; 7 - трос дросселя обогатительного устройства; 8 - стопорный винт; 9 - направляющая; 10 - ползун троса обогатительною устройства; 11 – стопорный винт корпуса; 12 - грибок-пробка.

Педаль (рычаг) тормоза колеса имеет приваренную к ней ось. На конце оси педали при помощи шлицевого соединения и гайки укреплен двуплечий рычаг с отверстиями на концах. В нижнее отверстие вставляется крючок троса тормоза заднего колеса, а в верхнее - конец пружинной тяги включения стоп-сигнала. Рычаг тормоза укреплен и поворачивается во втулке кронштейна, который крепится к раме и к подножке водителя.

Педаль переключения передач и пускового механизма имеет шлицевое соединение с валом и зафиксирована на нем стяжным болтом, который входит в кольцевую проточку вала и предотвращает соскакивание педали даже при ослаблении затяжки болта.

Тросы управления состоят из многожильных стальных тросов с наконечниками, заключенными в спиральную оболочку, покрытую пластиком. Пластик надежно предохраняет внутреннюю полость оболочки от попадания в нее пыли и влаги.

Длина оболочки у тросов сцепления и тормоза переднего колеса регулируется при помощи штуцеров, смонтированных в оболочке троса. У мотоциклов моделей 353/04 и 354/04 регулировочные штуцера расположены на руле и ввинчиваются в кронштейны рычагов тормоз и сцепления.

Регулировка и профилактическое обслуживание. Вращающаяся рукоятка газа должна легко и плавно поворачиваться в обе стороны. Возможность произвольного возвращения рукоятки в нормальное положение (положение малых оборотов холостого хода двигателя) определяется желанием и привычками водителя и регулируется винтом, расположенным внизу - спереди в корпусе рукоятки.

В процессе эксплуатации необходимо систематически следить за надежностью крепления рычагов к кронштейнам руля и периодически смазывать консистентной смазкой 1-13 или солидолом оси и боковые поверхности рычагов, входящие в кронштейн.

Органы управления мотоцикл Ява картинка

Ось рычага тормоза заднего колеса в период обкатки нужно смазывать примерно через 1-2 тыс. км пробега или при появлении скрипа в этом узле. Перед смазкой нужно очистить от грязи зазор между втулкой и рычагом, затем закапать в него несколько капель автола, нажимая и двигая при этом рычаг тормоза. В дальнейшем ось рычага тормоза можно смазывать консистентной смазкой 1-13 один или два раза в сезон в зависимости от интенсивности эксплуатации.

Необходимо следить за состоянием наружных оболочек тросов. Участки оболочек, касающиеся деталей мотоцикла, необходимо дополнительно обматывать изоляционной лентой, тем самым предохранения их от протирания. Поврежденную наружную оболочку троса можно восстановить, надев на оголенный участок хлорвиниловую трубку или обмотав его изоляционной лентой.

Эта статья из раздела-механизмы управления, которая посвящена теме-органы управления мотоцикл ява. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!